Две
шкуры
Покупка
машины в кредит сегодня стала практически нормой жизни, но байкеру не
стоит обольщаться, разглядывая рекламу автосалонов и банков. Означенные
ставки стоит тут же умножить в два раза и прибавить к ним очень
"небюджетное" КАСКО. Впрочем, финансистов можно понять. "Виной всему
повышенные риски по таким кредитам. Многие мотоциклисты, особенно
приобретающие спортивные мотоциклы, ездят весьма рискованно.
Вероятность гибели мотоциклиста и полной "гибели" мотоцикла в ДТП
гораздо выше, чем для автомобиля. Все это приводит к тому, что риск
дефолта по такому кредиту выше", - объясняет начальник отдела
автокредитования Промсвязьбанка Иван Ивкин. К тому же байк довольно
легко угнать, а мотосигнализация, к сожалению, пока что не получила
повсеместное распространение, многие на ней "экономят".
Поэтому
примите как данность: среднерыночная ставка по мотокредиту составляет
15-18% годовых, причем это еще не "эффективные" проценты. После того
как вы приплюсуете туда все остальные "поборы", она возрастет минимум в
полтора раза. Наиболее заманчивое предложение на рынке (из тех
банков-респондентов, которые сочли нужным нам ответить) было обнаружено
в Абсолют-банке. "Приобрести мотоцикл в кредит можно у любого
официального дилера. Кредит можно взять в долларах США или евро,
минимальный первоначальный взнос 10% (доллары США), 20% (евро),
процентная ставка составляет 11% (доллары США) и 10% (евро). Кредит
выдается на срок до 4 лет. Сумма кредита может составлять от $5 тысяч
до $50 тысяч или столько же в евро. Мораторий на досрочное погашение
действует в течение 3 месяцев со дня выдачи кредита", - говорит
заместитель председателя правления Абсолют-банка Олег Скворцов. Это уже
ближе к автокредитам, но все равно многовато. К тому же не стоит
забывать: на рынке банковских услуг не бывает халявы, значит, за
послабление в одном месте с вас возьмут деньгу в другом. В данном
случае при помощи дорогой страховки.
Мотошлем - наше КАСКО!
Стоимость
полиса КАСКО для моего мотоцикла Yamaha XVS1100 Drag Star составляет
15%, из которых по риску "угон" считается 5%, по риску "ущерб" 10%.
Такой расчет представил мне "Ингосстрах", другие компании отклонились
от данной цифры минимально. При этом страховщики почему-то вписывают в
договор обязательную безусловную франшизу на 45 тысяч рублей вне
зависимости от возраста байка (стоимость нового Drag Star - около 360
тыс. руб.). Причем застраховать мотоцикл на сезон нельзя, КАСКО
покупается минимум на год. Сами понимаете, платить такие деньги как-то
очень не хочется, и не хотелось ранее, поэтому Yamaha ездит всего
третий сезон и всегда без страховки (ОСАГО, естественно, есть).
Таких,
как я, много - байкеры за редким исключением не покупают КАСКО. И
далеко не все банкиры требуют покупать этот полис при заключении
кредитного договора. "Страхование мотоцикла стоит как минимум 12-15%
его стоимости, и чаще всего этот тариф предусматривает франшизу (сумму
невозмещаемого страховщиком ущерба) 30-45 тыс. рублей. Мы решили
исключить обязательную страховку по КАСКО, так как она не защищает
интересы клиентов", - пояснила директор департамента розничного бизнеса
Московского кредитного банка Людмила Салигина. А как же быть в случае
ДТП, когда мотоцикл разбит? Ведь его залоговая стоимость при этом
близка к нулю... И на это есть вполне логичный ответ. "Мотолюбители -
"лакомые" клиенты для любой кредитной организации. Это обеспеченные
люди, как правило, в возрасте около 35 лет, которые в силу каких-то
причин не хотят "вынимать" деньги из бизнеса ради покупки байка.
Вероятность того, что они не погасят кредит, близка к нулю", - добавила
Людмила Салигина.
Правда, такой подход сегодня
пока что является новаторским - как и при заключении автокредита, в 90%
случаев потребуется полная страховка мотоцикла. А в ряде случаев еще -
жизни и здоровья байкера. Зачем? Наверное, можно не объяснять.
Провинциалам
чуточку сложнее - в регионах мотокредитование еще в новинку и правила
жестче. "Филиал "Саратовский" Русского банка развития сотрудничает с
любыми автосалонами, торгующими новыми мотоциклами. Процентная ставка
за пользование кредитом зависит от первоначального взноса за мотоцикл и
колеблется от 16 до 17,5% годовых. Комиссия за открытие ссудного счета
зависит от стоимости транспортного средства и составляет от 3000 до 10
000 руб., комиссия за перевод денежных средств на счет автосалона - 1%
суммы перевода, но не более 3000 руб. Обязательно страхование
приобретаемого транспортного средства по риску КАСКО на весь срок
действия кредитного договора, обязательно страхование жизни и здоровья
заемщика", - пояснила начальник управления розничного бизнеса Русского
банка развития Алла Курвякова.
Не "официалами" едиными
По
оценкам директора департамента розничного кредитования
Газэнергопром-банка Павла Ильина, в общем объеме рынка кредитов на
транспортные средства мотокредитование в России составляет пока что не
более 2-3%. Правда, ежегодно продажи только новых байков в нашей стране
увеличиваются на 30%, и пока что дилеры и представительства не ожидают
снижения темпов, до насыщения рынка еще очень далеко. Именно поэтому
все больше банков готовы работать с байкерами, рост числа мотолюбителей
просто невозможно игнорировать.
Растет и поток
секонд-хенда, причем данный процесс сопровождается и улучшением его
качества. Как правило, мотосалоны и частные перегонщики стараются везти
"свежую" технику, аппараты, которым 2-3 года (прежде всего из Японии),
с минимальными пробегами. Такие мотоциклы стоят ненамного меньше новых
(хотя разница все равно ощутима, и такие покупки выгодны), поэтому и
банкиры тоже взглянули в эту сторону. "Мы предоставляем кредиты на
покупку мототранспортных средств как у официального дилера или любого
мотосалона, так и у частного лица. Выбрать продавца заемщик может
самостоятельно в любом городе России вне зависимости от регионального
присутствия банка. Клиент должен иметь собственные средства в размере
минимум 20% стоимости мотоцикла, комиссия за выдачу кредита составляет
1% суммы кредита, полис КАСКО мы не требуем", - говорит заместитель
директора департамента продаж розничных продуктов банка
"Агропромкредит" Денис Неретин. Сразу же уточним: банки дают ссуды
только на подержанные мотоциклы иностранного производства,
отечественные байки остаются "в пролете".
"Совкоциклы"
сегодня
покупают немногие, а вот скутеры очень популярны. Их тоже можно
приобрести на заемные средства, правда, это касается в основном
аппаратов с кубатурой более 50 см3 - у этих "бешеных табуреток" уже
есть ПТС, который может стать предметом залога. Водные мотоциклы и
квадроциклы тоже доступны в кредит, а вот велосипедистам, у которых нет
свободной наличности на покупку спортивного снаряда, придется брать в
банке кредит на неотложные нужды или оформлять прямо в магазине дорогую
и не всегда честную потребительскую ссуду. Но это тема отдельного
разговора.